RSS подписка
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ ↓
Календарь садовода
ВЫ ЭТО ИСКАЛИ ? ↓
Полезные советы →ЦВЕТ в садовом дизайне: ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Автор: Alex | Добавлено: 10-03-2014, 12:06 | Просмотров (1563) | Комментариев (0)
ЦВЕТ в садовом дизайне: ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
ЦВЕТ в садовом дизайне: ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Приступая к созданию сада, необходимо заранее продумать его структуру. Но если план расположения куртин, цветников, посадок деревьев и даже расположение огорода можно легко представить в масштабе на бумаге, то гораздо сложнее безошибочно создать цветовую композицию сада. Цветовая композиция – это сочетание цветовых пятен в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие.
В теории цвета выделяют три основных (желтый, красный и синий) и три составных (или производных) цвета (оранжевый, зеленый и фиолетовый), получаемых в результате смешения основных. К теплым цветам относят желтый, оранжевый и красный. В любой композиции они всегда выделяются и служат главным акцентом, визуально приближая цветник к наблюдателю. Зеленый, синий и фиолетовый – холодные цвета, они зрительно отдаляют композицию. Растения с голубыми и синими цветами часто высаживаются для углубления перспективы по границе сада, или чтобы подчеркнуть тень под деревьями в саду.
Существует несколько принципов цветовых сочетаний, которые используются в создании садов. Наиболее просты по своей структуре монохромные цветовые композиции, в последнее время они приобретают все большую популярность у садоводов. При создании в саду монохромных цветовых композиций сочетаются между собой различные оттенки и тона одного цвета. Некоторые оттенки будут светлее основного тона, другие – темнее. Например, это может быть сочетание синего и различных оттенков голубого и фиолетового или (в зависимости от вкуса хозяина сада) красного и оранжевого. Многие классические сады созданы именно на основе монохроматической цветовой схемы. В продаже имеется широкий ассортимент многолетних и однолетних цветов разнообразных окрасок, что позволяет довольно просто создавать такие комбинации.
В монохромном саду сразу же формируется настроение, соответствующее общему тону. Сад из белых и серебристых цветов традиционно считается символом чистоты, и хотя такая композиция требует особо тщательного ухода, вечерами светлый и загадочный белый сад очень красив. Красные оттенки цветов повышают настроение, прибавляют бодрости. Сад, где преобладает желто­оранжевая гамма, даже в самый пасмурный день будет напоминать о солнце и тепле. Построенные на оттенках зеленого садовые композиции идеальны для отдыха от городской жизни и снятия напряжения глаз, поэтому наиболее часто их создают, если в сад хозяева выбираются только на выходные. Сад в сине¬голубой гамме успокаивает, снимает головную боль, покой и открытость – вот настроение синего сада. Фиолетовый цвет сада навевает фантазии, он мистичен, но изысканно красив. Розовые оттенки характерны для садов романтического стиля, в теплых розово¬малиновых тонах уютно и спокойно.
При создании монохромной композиции надо учитывать, что при различном освещении растения одного и того же цвета воспринимаются по¬разному. При ярком солнечном свете способность человека различать цвета притупляется, а при дневном освещении, но не на солнце, цвета теплых (желто­оранжевых) тонов кажутся более яркими, чем цвета холодных (сине-фиолетовых) тонов. В пасмурный день растения, освещенные голубоватым отраженным светом неба, предстают в холодных тонах, и все цвета также приобретают синий оттенок и становятся немного темнее. На открытом месте с наступлением сумерек цветы и зеленые листья деревьев, освещенные низким заходящим солнцем, приобретают ярко выраженный красный оттенок. В свете электрических ламп красный цвет становится более насыщенным, оранжевый – краснеет, а желтый – тускнеет.
Таким образом, даже идеально составленная, но неудачно расположенная цветовая композиция может выглядеть плохо. На хорошо освещенном месте бледно окрашенные цветы романтической розовой композиции будут казаться выгоревшими, а слабый контраст светлых оттенков вызовет напряжение зрения. Если вы приезжаете на дачу по вечерам, красный сад, такой яркий и бодрый днем, будет встречать вас зловещим свечением, а изысканный фиолетовый сад осенним вечером станет слишком темным и мрачным. Поэтому местоположение сада зачастую определяет его цветовую композицию. Так мы подходим к добавлению цветов в основной тон сада.
Цветовые композиции из родственных цветов – для их создания используют цвета, расположенные по соседству в цветовом круге, например, сочетание красного, оранжевого и желтого. Переходы цветов в такой схеме похожи на сочетание цветов в радуге. Композиции из родственных цветов более спокойны и легки для восприятия, а главное – такие композиции практически всегда беспроигрышны и безупречны. Довольно сложно ошибиться при подборе оттенков подобной композиции, к тому же, остается больше простора для фантазии – например, можно сочетать пурпурнолистные кустарники с фиолетовыми и синими цветами. Необычайно элегантны сочетания растений с темно­зеленой листвой с декоративными сортами, имеющими пестрые листья: с крапинками, каймой, прожилками. Также очень красиво дополняет зеленый цвет серебристая, золотистая, бронзовая, пурпурная листва некоторых растений.
Правда, следует помнить, что на восприятие цвета влияет расстояние, с которого мы его рассматриваем. На расстоянии 10¬50 м мы видим и воспринимаем все цвета и оттенки. С расстояния свыше 50 м и до 300 м хорошо различаются цвета и плохо – оттенки. А дальше 500 м мы видим лишь общий цветовой фон. Поэтому если вы хотите, чтобы композиция вашего сада впечатляла еще издали, нужно разнообразить ее другими цветами.
Максимальное разнообразие оттенков сада достигается в контрастных цветовых композициях. Для их создания используют цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге – так называемые взаимодополняющие, контрастные цвета, например, сочетания красного с зеленым, оранжевого с синим, желтого с фиолетовым. Такие сочетания позволяют образовывать очень энергичные и активные цветовые композиции в саду. Создавать их сложнее, чем монохромные, надо соблюдать меру, иначе сад будет напоминать лоскутное одеяло. Зато удачные контрастные цветовые композиции прибавят вашему саду ярких, впечатляющих акцентов и пятен.
Для создания контраста также могут быть использованы цвета одного тона, резко отличающиеся друг от друга по светлоте. Например, темно­фиолетовый ирис можно посадить рядом со светло¬фиолетовой примулой. Контраст может также получиться при сопоставлении разных цветов, одновременно различающихся и по степени яркости. Эффектно будет выглядеть сочетание темно­бордового флокса и нежно­кремовых анютиных глазок, темно­синего люпина и соломенно­желтых петуний, коричневых бархатцев и лимонно­желтых гладиолусов. Лучше всего одновременный контраст по свету и цвету проявляется при сочетании фиолетовых цветов с желтыми, желто­зелеными и светло¬зелеными тонами. Также очень красиво смотрится сочетание белого и темно­фиолетового, но для смягчения получающегося жесткого светлотного контраста к ним можно добавить голубой цвет. Часто в контрастную композицию добавляют растения с серебристыми листьями (например, серебристые сорта хосты), они смягчают и нейтрализуют цветовые контрасты. Красивая и динамичная композиция может получиться при объединении серебристо¬серых тонов с фиолетовыми или темно­пурпурными.
Чтобы создать удачную контрастную цветовую композицию, необходимо следовать основным принципам цветового дизайна, по которым строится общая цветовая схема сада: единство, фокальные точки, баланс, ритм.
Единство предполагает использование в саду растений близкого тона и оттенка. Это придает дизайну сада последовательность и объединяет различные элементы и его части. Используя этот прием с достаточным разнообразием цветовых оттенков, можно избежать ощущения монотонности. То есть даже в контрастной композиции необходимы монохромные фрагменты и участки, созданные с использованием родственных цветов (например, шпалера золотистолистных кустарников как отправная точка композиции должна перекликаться с желтыми цветами в других частях сада).
Фокальные точки – это элементы дизайна, привлекающие взгляд. Цвет выступает в качестве акцента всей композиции, и фокальной точкой может быть растение с необычным цветом листвы, стеблей или цветов. Например, это может быть фиолетовый ирис на альпинарии в розово¬палевых тонах. Но при создании таких цветовых акцентов важно не перестараться – большое количество фокальных точек сделают сад перегруженным и тяжелым для восприятия.
Баланс – это равное распределение визуальной нагрузки. В садах регулярного стиля этого достичь легко: все элементы просто размещают симметрично. Пейзажный стиль предусматривает асимметрию, поэтому баланс здесь достигается визуальным уравновешиванием общей картины с использованием различных растений и цветовых элементов. Этому принципу следовать сложнее, чем предыдущим, но есть старый прием, который широко используется садоводами: при формировании композиции можно оставить небольшие фрагменты уже подготовленной почвы незасаженными, а когда композиция будет завершена, и вскроются недочеты баланса, можно заполнить их растениями соответствующих оттенков для уравновешивания композиции сада. Также можно поэкспериментировать с расстановкой цветовых акцентов, если приобретать посадочный материал в контейнерах.
Ритм – это движение в пределах заданного, периодически повторяющегося мотива. Повторение выбранного цвета или сочетания цветов через определенный интервал заставляет наш взгляд скользить вдоль заданного направления. К примеру, если в цветнике, решенном в сиренево¬синих тонах, с определенной периодичностью высадить оранжевые лилии, привлекающие взгляд, то получится ритмичная композиция. Но если эта лилия будет в единственном экземпляре, или в виде букетной посадки, то она будет восприниматься нами как фокальная точка.
Если у вас мало опыта в создании цветовых композиций, то можно руководствоваться несколькими правилами, чтобы избежать ошибок в подборе цветовой гаммы:
смешивайте теплые цвета с теплыми, холодные с холодными;
используйте в создании цветочной композиции не более трех цветов (например, два основных и один производный);
чем более чистые цвета вы используете, тем контрастнее будет композиция;
на первом плане цветника следует размещать растения темных тонов, а светлые – на заднем плане, это создаст объем и визуально увеличит сад;
в центральной части композиции можно посадить растение яркого цвета, который больше нигде в саду не встречается, это сразу привлечет внимание;
белый цвет зрительно увеличивает объем садовых композиций, наполняя их светом, и помогает отделить друг от друга контрастные цвета;
черный цвет усиливает и подчеркивает яркость всех остальных, особенно желтого и красного;
не забывайте о цвете окружающих построек, их цвет также должен гармонично вливаться в общую композицию.
И помните главное: даже самый маленький садик, созданный со вкусом и чувством гармонии, будет выглядеть намного красивее, чем огромный парк, в котором как попало разбросаны пестрые цветовые пятна.
О. Вершинина,
канд.биол.наук


Уважаемые пользователи нашего интернет-проекта, поскольку ресурс не имеет спонсора, содержится и развивается исключительно благодаря энтузиазму разработчиков, поддержите нас пожалуйста за счёт просмотра рекламы ↓



Поделись с друзьями
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Категории
Популярные новости
ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ
Вредители и болезни
Календарь
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Нужен ли нашему сайту форум?